В связи с происходящими изменениями в
политической, экономической, социальной жизни общества, современное образование
в России претерпевает кардинальные изменения. В своём Послании Федеральному
собранию, будучи Президентом, Дмитрий Медведев отметил: «Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности
и подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире».
Исходя из этого, определилась главная цель воспитательной работы -
подготовить жизнеспособную, т.е. компетентную, социально-интегрированную,
мобильную личность, способную к полноценному и эффективному участию в
общественной и профессиональной деятельности.
На сегодняшнем этапе развития общества особо
актуальным представляется построение образовательного процесса на основах
гуманистической педагогики. Поэтому в основу работы по созданию условий для
приобретения обучающимися позитивного социального опыта положена Программа
«Организация гуманистического воспитательного пространства класса»,
главной целью которой является формирование конкурентоспособной, социально
адаптированной к окружающему миру, разносторонне развитой личности, обладающей
высоким уровнем образования, гражданскими, духовно-нравственными качествами,
культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному
самоопределению. Программа рассчитана на 3 года (с 9 по 11класс). Сейчас идет
III этап (11класс) ее реализации. Достижение поставленной цели ведется через
работу классного руководителя со всеми участниками образовательного процесса по
следующим направлениям:
-
«Я и коллектив» - организация
совместной деятельности обучающихся, формирование навыков и умений жить в
коллективе, развитие их индивидуальных, интеллектуальных качеств, привитие
навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения.
-
«Я и социум» - формирование у
обучающихся правовой культуры, проведение актов милосердия, формирование
толерантного отношения к людям другой национальности, осуществление шефской
помощи ветеранам войны.
-
«Я – гражданин России» - воспитание
любви к родному краю, патриотических и гражданских чувств, организацию трудовой
деятельности обучаемых, воспитание трудолюбия, культуры труда, экономическое
просвещение подростков, реализация краеведческого подхода к воспитанию.
-
«Я и моя семья»- воспитание у
учащихся уважения к семейным ценностям, отношениям, организация совместной
деятельности педагогов и родителей.
-
«Я и природа» - формирование экологического сознания, единства человека и
природы, ценностного отношения к природе.
-
«Я и моё здоровье» - формирование
здорового образа жизни.
-
«Я и творчество» - художественно -
эстетическое воспитание, развитие творческих способностей.
Успешность реализации обозначенных
направлений во многом зависит от умело поставленного ученического
самоуправления. В классе определена структура самоуправления. Высший орган
самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса
и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут
привлекаться и родители обучающихся. Между собраниями работу организует и
контролирует совет класса. Распределение общественных поручений происходит на
первом же в учебном году классном собрании учащихся путем голосования. Все
учащиеся в обязательном порядке имеют поручение. Ученическое самоуправление
развивается, решая все большее количество задач и проблем, касающихся жизни и
деятельности учащихся. Деятельное участие обучающихся в самоуправлении в рамках
школы выражается в принятии решений на уровне Совета старшеклассников,
организации мероприятий: День самоуправления, День здоровья, месячники
спортивно-оздоровительной и военно-патриотической работы и др. Ребята из класса
являются активистами Совета старшеклассников школы, Школы лидера, Городского
школьного парламента.
Особо значимое место занимает такая социально
направленная деятельность, как помощь пожилым людям, инвалидам, детям-сиротам и
др. Учащиеся класса являются участниками волонтерского движения. Ежегодно
учащиеся класса принимают активное участие в акциях: «Помоги пойти учиться»,
«Неделя добрых дел», «Ветеран живет рядом», «Дети-детям» (сбор книг, игрушек) и
др.
Опыт социализации приобретается и через
научно-исследовательскую, поисковую деятельность. Публичная защита, культура
представления материалов исследования, этика выступления способствуют
обогащению социального опыта учащихся. Большая часть класса занимается в
Научном обществе учащихся, работая над исследовательскими темами по различным
предметам (физика, математика, история, обществознание, биология, МХК), а также
из области краеведения. Год от года улучшается качество выполняемых работ. Так,
например, ученики Игорь П. и Иван К, участвовали в муниципальной конференции «Юниор»,
оба получили дипломы за лучшие учебно-исследовательские работы, были рекомендованы
для участия в дистанционном краевом форуме «Молодежь и наука». Затем, участвуя
уже в муниципальной научно-практической конференции старшеклассников, они
заняли 3-ье место, а на следующий год – 2-ое. Игорь Х. неоднократный победитель
и призер ежегодного конкурса чтецов в рамках фестиваля «Пушкиниана» на
муниципальном и краевом уровнях. За отличные успехи в учебе, активную жизненную
позицию ученица Алена П. поощрена путевкой во Всероссийский лагерь «Океан». В
результате такой деятельности, учащиеся не только обогащаются опытом, но и
реализуют себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и окружающий
мир, приобретают качества гражданина своей страны, воспитывая в себе
патриотические чувства.
Частью гражданско-патриотического воспитания
является формирование экологических знаний, бережного отношения к родной
природе, к своему здоровью. В рамках реализации направлений: «Я и природа», «Я
и мое здоровье» ежегодно проводится ряд мероприятий в этом направлении:
классные часы, конкурсы, праздники. Учащиеся ухаживают за многочисленными зелеными
насаждениями в кабинетах и «зеленых уголках» школы. Учащиеся класса - участники
ежегодного конкурса в школе на лучший проект создания цветочных клумб в
школьном дворе. Проект «Дизайн пришкольного участка» Алена П., Олеся В. и Игорь
Х. представляли на краевом конкурсе. Большая часть класса занята в спортивных
секциях школьного клуба «Олимп». Иван К. и Валерия Д. занимаются дополнительно
в спортивной школе. На соревнованиях различного уровня занимают призовые места.
Серия мероприятий, касающихся профилактики таких «социальных» заболеваний, как
курение, алкоголизм, наркомания и СПИД, профилактики правонарушений регулярно
проводятся из года в год. Собственным примером приобщаю своих учеников к
здоровому образу жизни. Ежегодно участвую в городской спартакиаде «Здоровье»
среди работников образовательных учреждений города. Таким образом, через
различные формы формирую у учащихся ценность здорового образа жизни.
Приобретение социального опыта обучающимися
происходит и в результате взаимодействия с местными властными структурами с
целью решения тех или иных проблем местного социума. С благодарностью дети
отзываются о встрече с депутатами Городского совета по поводу открытия школьной
спортивной площадки.
Требования к современному качеству
образования, изложенные в основополагающих и регламентирующих документах в
сфере образования, в том числе в Федеральных
государственных образовательных стандартах второго поколения, нацеливают
нас на то, что в с современных условиях приоритетным должен быть компетентностный подход, которого я придерживаюсь
в своей работе.
Об эффективности данного подхода к созданию
условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта
свидетельствуют данные мониторинга: у обучающихся растет уровень
сформированности социальной компетентности, поликультурной, компетентности личностного
совершенствования.
Большое значение предаю диагностической
функции. Благоприятный психологический климат в классе положительно сказывается
на взаимоотношениях между учениками. Выявив исходный уровень, систематически
отслеживаю изменения в воспитанности учащихся. Здесь преследую двоякую цель:
во-первых, определяю результативность своей деятельности; во-вторых,
диагностику из инструмента исследования превращаю в инструмент формирования
личности и развития индивидуальности ребёнка. В результате к окончанию 11 класса
из 22 учеников класса высокий уровень воспитанности имеют 14 человек, хороший
уровень – 6 человек, средний уровень – 2 человека и отсутствовал низкий
уровень. Наглядным результатом
работы являются и показатели развития детского коллектива:
1– Мобильность при
выполнении коллективных дел - 87%
2 – Готовность придти
на помощь - 93%
3 – Мажорное
мироощущение - 100%
4 – Ответственность
за коллективное дело -97%
5 – Самостоятельное
выдвижение общественно-значимых целей - 76%
6 – Трудовые навыки
коллектива - 84%